Создание собственного бизнеса всегда необходимо начинать с составления плана. Одной из форм планирования есть бизнес-план, он предназначен для исполнения таких задач:

  • с его помощью можно детально изучить все нюансы и возможности развития рынка продаж;
  • оценка затрат на производство востребованной на рынке продукции;
  • выявить рычаги влияния, благодаря которым возможно контролировать состояние рынка.

Как правило, бизнес-план составляется на несколько лет вперед. При этом на первый год его основные показатели необходимо делить помесячно, на второй – поквартально, и лишь на третий год нужно выделять годовые показатели. Однако, учитывая высокую степень изменчивости экономики нашей страны, планирование более чем на год неэффективно. Потому многие сейчас ограничиваются планированием на год.

Перед тем как начать разрабатывать свой бизнес-план, необходимо скрупулёзно проанализировать все факторы, способные в перспективе повлиять на развитие проекта. Это:

  • затраты и доходы;
  • внешние факторы (конкуренты, база клиентов, экономическая ситуация в стране);
  • внутренние резервы (ресурсы для развития дела).

Результат анализа и оценки вышеизложенных факторов необходимо зафиксировать в бизнес-плане. Кроме этого, в данном документе необходимо детально расписать все идеи, которые предприниматель планирует воплотить в жизнь, и преподнести их в наиболее ярких красках возможным инвесторам. Стоит помнить, что разработанный по всем правилам бизнес-план позволит инвесторам разобраться в дальнейших перспективах проекта.

В связи с этим можно выделить несколько правил, следование которым существенно поможет при написании бизнес-плана:

  • в качестве примера следует ознакомиться с другими бизнес-планами;
  • в бизнес-плане должна отображаться индивидуальность автора;
  • при работе как можно чаще следует включать воображение;
  • необходимо постоянно совершенствоваться в выбранном направлении;
  • разработка документа требует максимального прилива сил и энергии автора.

В соответствии с распространённым образцом, бизнес-план состоит из:

  1. Преамбулы – она представляет собой презентацию всего документа. Иногда грамотно составленная преамбула документа позволяет закрыть глаза на некоторые технические огрехи, допущенные при его составлении. Нужно обязательно указать: размер стартового капитала, который имеется у бизнесмена, объём и условия займа. Также следует указать сферу деятельности фирмы, расписать её перспективы на будущее. Кроме этого, нужно привести факты, которые смогут убедить инвесторов в перспективах данного проекта.
  2. Титульного листа – здесь указываются все данные о разработчике плана (если он писался лично, то нужно указать это); также тут предоставляется исчерпывающая информация о фирме, её сфере деятельности, владельце и т. д.
  3. Меморандума конфиденциальности – сам бизнес-план и информация, что в нем содержится, является коммерческой тайной его автора, а потому в меморандуме должны быть оговорены меры ответственности за её разглашение.
  4. Резюме – должно быть составлено максимально рационально, и в тоже время оно должно заинтересовать всех слушателей. Начинать писать резюме следует по окончании работ над бизнес-планом, так как в нем содержатся ссылки на пакет прилагаемых документов. При его составлении желательно использовать наиболее простые языковые обороты. Объём резюме составляет два листа. В резюме обязательно указывают следующие данные: сроки реализации проекта, насколько он перспективен, его исполнители. Также следует указать смету затрат на воплощение этого проекта в жизнь (лишь сумму и направление инвестирования), следует упомянуть и об имущественном обеспечении займа.
  5. Описательной части – в этой части бизнес-плана указывается выбранная для деятельности отрасль, её перспективы развития при возможных изменениях рынка. Здесь также указывают перечень предоставляемых товаров и услуг, а также степень их конкурентоспособности на рынке.

Для наилучшего впечатления следует все вышеозначенные данные воплотить в презентации.

Планы работы компании – это: маркетинговый план продаж, производственный план (расписывается весь процесс снабжения и указываются все этапы производства), организационный план (заостряющий внимание на специалистах фирмы), и самое главное: финансовый план, в нем указывают следующие данные:

  • прогнозирование объёмов сбыта;
  • оценка прибыли и возможных убытков;
  • анализ перемещения денежных ресурсов (каждый месяц на первый год, ежеквартально в последующие годы);
  • балансовая ведомость за год.