Все мы рецензенты. Ежедневно мы просматриваем массу сайтов, сами того не осознавая. На самом деле, многих из нас можно назвать экспертами в этом. И сам процесс мы почти не замечаем, поскольку он проходит моментально.

Вот как все происходит: мы заходим на сайт, сами того не понимая оцениваем его достоверность, надежность, компетентность, дизайн и стиль всего за несколько секунд пребывания на его страницах. Просматривая страницы сайта, получаем неплохой пользовательский опыт удобства использования.

Во многих случаях возникает необходимость проведения анализа и оценки сайта, своего или конкурента. Эвристическое оценивание является хорошим способом измерения чего-либо, что не задано количественно. Сайт нельзя оценить теми же методами, что и спринтера на дистанции или результаты тестирования.

Не всё то золото, что блестит

Некоторые сайты захватывают красивым внешним видом, но все мы знаем, что красота может быть поверхностной. Как и со всем, что блестит, работа рецензента заключается в изучении объекта и выявлении настоящего золота в нем. И наоборот, некоторые сайты, которые резко негативно оцениваются по их графическому дизайну, могут быть достаточно успешными, например, Amazon, eBay и даже Google. На вид они не очень, но развивая собственную функциональность, удовлетворяют потребности клиентов в течение многих лет.

Поэтому по внешнему виду невозможно однозначно оценить сайт и определить необходимость его модернизации. Проблемы могут быть не только в визуальном оформлении, а и в макете или в коде. А некоторые сайты просто не работают. Поэтому надо копать глубже: работайте с сайтом и, поставив соответствующие задачи, проверяйте его возможности. Только тогда вы поймете, на что он действительно способен. И помните, переосмысление, редизайн и перекодирование занимают немало усилий и времени.

Показатели успеха

Успешность большинства сайтов можно определять по базовым показателям, таким как количество продаж (для интернет-магазинов), загрузок, кликов, комментариев, регистраций. Но сайт может успешно продавать благодаря отличному маркетингу или монополизации рынка. Это не значит, что он не имеет проблем. Большинство сайтов не имеют точных показателей, по которым можно оценить их работу, усложняя сам процесс оценки.

При детальном осмотре сайтов, следует учитывать много слоев, как внешних так и внутренних, в том числе:

  • Ориентацию на задачи и функциональность сайта;
  • Навигацию и информационную архитектуру;
  • Форму и организацию ввода данных;
  • Доверие и авторитет;
  • Качество письма и содержания;
  • Поиск;
  • Помощь, обратную связь и ошибкостойкость;
  • Разметку страницы и визуальный / эстетический дизайн.

Доступность и технический проект

Исходя из этих широких категорий, можно разработать список вопросов для исследования каждой из них и определить суть сайта. Это формализует процесс и гарантирует возможность его повторного использования для последующего анализа. Список также служит контрольным перечнем критериев, гарантируя, что ничего не опущено.

Например, при оценке макета и дизайна веб-сайта можно использовать следующие вопросы:

  • Легко ли просматриваются стандартные элементы (такие как название страницы, навигация страницы, навигация сайта и политика конфиденциальности)?
  • Насколько сбалансированы информационная плотность и свободное пространство?
  • Насколько последовательный и узнаваемый сайт по внешнему виду и как он будет привлекать новых пользователей?

Для оценки доступности можно сформулировать следующие вопросы:

  • Достаточен цветовой контраст для восприятия информации?
  • Комфортно ли работать на сайте при небольших расширениях (например, 1024х768 пикселей)?
  • CSS-стиль соответствует W3C стандартам или нет?

Что касается информационного содержания, то вопросы могут быть следующими:

  • Действительно ли страницы легко просматривать с экрана? Разбиты ли они заголовками и подзаголовками? Действительно ли параграфы короткие?
  • Определены ли акронимы и сокращения перед первым их использованием?
  • Актуальны ли карты, диаграммы, графики и другие визуальные элементы в частях текста?

Хотя проведение эвристического обзора и не является сложным, но быстро его выполнить невозможно. Тем не менее, глубина анализа сайта определяется количеством вопросов, а их может быть очень много. Чем более детальный эвристический осмотр необходимо провести, тем дольше будет длиться этот процесс. Это вопрос баланса между доступным временем и качеством анализа. Правильный подбор набора вопросов, которые позволяют определить суть каждой категории, значительно уменьшает время и усилия необходимые для анализа.

Разработка системы подсчета

Для подсчета каждого критерия эвристики определяем оценку в произвольной, но одинаковой для всех шкале. Например, 0 баллов, если далеко не соответствует показателю, 1 балл, если приближается к показателю, и 2 балла, если поддерживается данная функция. Эти баллы могут рассчитываться для формирования количественной оценки сайта по каждой категории.

Визуализация

Визуальное представление данных помогает быстро выявить проблемные области и облегчает сравнение сайтов. Для такого рода анализа лучше всего подходят лепестковые диаграммы, поскольку задают форму на основе данных. Чем более круглый лепесток, тем лучше сбалансированы показатели анализа, и наоборот, чем форма остроугольнее, тем больше различных значений определяют показатели.

Размеры участков лепестков определяют полноту оценки каждого из показателей, по которому легко визуально определить проблемные области сайта. Благодаря сочетанию эвристических результатов различных веб сайтов, можно виртуально сравнить работу сайтов-конкурентов произвольного рыночного сегмента. Это достаточно хороший способ планирования успешной работы сайта, по сравнению с существующими.

Анализ нескольких сайтов, конечно, занимает немало времени, поэтому хорошей идеей является разбиение эвристики на разные составляющие. Для визуального результата оценки удобным является сочетание на одной плоскости диаграмм оценок различных сайтов. Следует детально проанализировать работу сайта, для чего лучше всего подойдет эвристический скоринг, который оценивает сайт количественно и визуально. Эта формальная процедура показывает проблемные области веб-ресурса, которые могут быть обоснованием и причиной начала реконструкции сайта.