Так бывает: завели собственный сайт (открыли интернет-магазин, начали вести блог) и поняли, что это не ваше. В таком понимании нет ничего страшного: не существует такого вида коммерческой деятельности для всех без исключения. Если бы он был, мир смог узреть уникальную конкуренцию всех со всеми.

В любом случае расстраиваться не стоит – в интернете есть масса других возможностей. Но и бросать неслучившийся бизнес «как есть» тоже не надо. Во-первых, в него вложены деньги, а настоящий предприниматель всегда до последнего стремится вернуть свои вложения. Во-вторых, домен можно продать, если он короткий, удачный, благозвучный, отдаленно напоминает известную фамилию или просто хоть сколько-нибудь перспективен. Как это сделать? Отвечаем на три главных вопроса.

Как продавать

Следует привести ресурс в порядок – заказать или выполнить технический аудит (необязательно вдаваться как можно глубже, часто достаточно «косметических» правок) и разместить пару новых материалов. Далее – идем либо на известные биржи (аукционы) доменов, либо начинаем продвигать свой интернет-продукт по всем доступным каналам самостоятельно. Первый вариант безопаснее:

  • на том же Telderi или Reg.ru уже отлажены схемы передачи прав (де-факто аренды, потому что виртуальный продукт нельзя купить, но все называют это продажей);
  • есть гарантии от сервиса, который присутствует на рынке не первый год (и если бы занимался мошенничеством, уже давно сменил адрес);
  • имеется сформированный спрос (быстрая продажа).

Самостоятельный поиск покупателя через закрытые форумы (ниже риски) или публичные сообщества, каналы в социальных сетях и т. д. потенциально несет более высокие шансы выгадать максимум, который на аукционе никто не предложит. Здесь уже все зависит только от вас: как прорекламируете продукт.

Как оценить

Подходы к оценке домена могут отличаться. Самый эффективный способ – комплексный. Проводится в три шага:

  • сверка цен на аукционах на аналогичные ресурсы поможет понять, в каком диапазоне можно корректировать расценки (смотреть надо как на среднюю стоимость похожих сайтов, так и на максимум, минимум);
  • расчет прибыльности ресурса в период «расцвета» – оптимальная база, от которой удобно отталкиваться (исходим из окупаемости в течение 1,5–2 лет, проекты с такой скоростью отдачи инвестиций пользуются наибольшим спросом);
  • анализ домена с позиции его преимуществ поможет обосновать наценки (относительно аналогов на тех же биржах).

Здесь важно не зацикливаться на чем-то одном (ценность для создателя, средняя «температура по больнице» или доходность). Анализировать надо все в сумме. При этом будьте готовы предоставить покупателю по запросу цифры и статистику (обосновав его выгоды, вы сможете рассчитывать на адекватное предложение по цене).

Как себя обезопасить

Самый безопасный способ продажи домена – знакомому человеку. Только в этом случае (и то не всегда) можно быть уверенным в честной сделке. Все остальные варианты действий несут определенные риски.

Чтобы их снизить, всегда ведите личный диалог с покупателем, по возможности соберите о нем всю информацию. Если личность в интернете хоть сколько-нибудь представленная, имеет смысл проверить, не пытается ли кто-то себя за нее выдать (например, найти человека в соцсетях и прямо спросить, он ли с вами говорил о покупке домена).