Золотое правило предпринимательства: доходы надо довести до максимума, а расходы привести к минимуму. С первой задачей новички обычно довольно хорошо справляются, а вот вторая нередко сводит все их старания на нет. Мы не будем рассказывать, как сократить издержки на персонал, закупки и прочие производственные потребности. Поговорим только о ключевом внешнем факторе, формирующем затраты, – налогах.

Их можно снизить, если действовать грамотно и взвешенно. Конечно, в компаниях среднего масштаба или у ИП, который нашел квалифицированного бухгалтера, с исполнением такой задачи вопросов не возникнет. А вот тем, кто решил на первых порах сам вести бухгалтерию своего ИП, полезно ознакомиться с «хрестоматийными» способами сокращения налоговых расходов. Все они на первый взгляд кажутся очевидными, но очень часто ускользают от внимания неопытного финансиста.

5 самых первых условий минимизации налогов и сборов

Так, ваш интернет-магазин или студия веб-дизайна доросли до серьезного уровня, когда без договоров уже работать нельзя – надо выходить из «тени» и начинать работать официально. Что делать:

  • Подать регистрационный пакет, дождаться одобрения заявки и в течение 30 дней зарегистрировать еще одно заявление в налоговую о переводе новоявленного налогоплательщика с ОСН на упрощенную систему. Если этого не сделать, следующий шанс выбраться из довольно сложной бюрократической машины ОСН представится только в следующем году. Это нужно, даже если ИП сразу переводится на специализированный режим налогообложения (мало ли что случиться – ваш вид деятельности вычеркнут из списка, доступных для ЕНВД или работы по патенту, и вы автоматом окажетесь на общей системе).
  • Собрать информацию о действующих налоговых льготах для предпринимателей. Во многих регионах они есть и отличаются для представителей разных направлений коммерческой деятельности. Часто только за счет использования этой льготы отчисления в налоговую или всевозможные фонды можно сократить и в 2, и в 3 раза. Просто многие этого лишены по незнанию.
  • Разобраться с возможностью применения к бизнесу специального налогового режима. Ее может и не быть, тогда остается только УСН. А может быть, и расходы можно законно сократить почти до нуля.
  • Завести электронный кабинет и наладить удаленную связь с налоговой. Это самый простой способ свести на нет возможные риски из-за неправильных проводок, блокировок, дефицита информации.
  • Разобраться с возможностями УСН, прежде чем переходить на общую систему по требованию крупного заказчика. Не все понимают, но на «упрощенке» тоже можно оформлять счета-фактуры с НДС. Кроме того, не всегда на первых порах есть смысл «замахиваться» на большое сотрудничество с крупным контрагентом. Если ради него приходится переводить бизнес на невыгодную систему налогообложения, сначала надо посчитать, оправдает ли партнерство увеличенные расходы.

Полезные детали

Из важных нюансов, которые можно использовать с первых дней работы новоиспеченного бизнеса, следует обратить внимание на 3 момента.

  1. Личный транспорт руководителя, если он используется в работе, может рассматриваться налоговым законодательством как основное средство юрлица. То есть расходы на его обслуживание, ремонт, обеспечение топливом и страхование допускается включать в расходную часть при определении выручки. Только сначала необходимо оформить на машину договор аренды (арендодатель – собственник-физлицо, арендатор – компания).
  2. В организациях, где учредитель и директор – это один человек, заработную плату ему в конце года выгодно заменить статьей дивидендов с годовой прибыли (по ней платится только 1 налог, страховых взносов нет).
  3. Обычный договор при наличии такой возможности стоит заменить агентским. Тогда налогооблагаемой базой будет только маржа агента (актуально для интернет-магазинов).

Это азбука эффективной бухгалтерии. Кроме перечисленных моментов, есть масса других нюансов. Причем для каждого режима налогообложения они отличаются. Но начинать в столь непростом деле надо с малого.