Сегодня в Рунете невероятно разросся рынок e-commerce. Как только начались нерабочие дни в связи с пандемией коронавируса, через интернет стали продавать буквально все – от медицинских масок ручной работы до услуг бухгалтера. И далеко не все новоявленные предприниматели (не де-юре, но де-факто) знают, что получая стабильный доход, они рискуют. Потому что не соблюдают правил, установленных для онлайн-продавцов.

Как показало небольшое юридическое исследование, все нормы, предписанные для дистанционной торговли, соблюдают меньше 10% ее участников. И велика вероятность, что остальные 90% торговцев очень скоро окажутся в зоне пристального внимания проверяющих органов.

Что нужно срочно исправить? Эксперты предлагают начать с выполнения 5 правил, которые чаще всего нарушают.

Информация и реквизиты

Осуществляя продажи через сайт, все размещают на нем свои реквизиты. Да, это одно из требований. Но телефон и email или номер в Viber – это далеко не исчерпывающий список обязательных данных, которые должен осветить продавец. Кроме каналов связи, он обязан указать:

  • полное наименование продающей организации;
  • юридический адрес (адрес регистрации, если вы самозанятый гражданин или предприниматель);
  • название других производителей, если в каталоге присутствуют их товары;
  • реквизиты (название и адрес или телефоны) дистрибьюторов, если закупка осуществляется через них.

Конечно, некоторые данные можно поместить не в блоке контактов, а в карточке самого товара. Но такое возможно на сайте. А правило распространяется не только на тех, кто торгует через полноценный интернет-магазин. Участников всевозможных маркетов или их аналогов (как аукционы, например, или онлайн-комиссионки), а также социальных сетей оно тоже касается.

Возврат товара до его получения

По закону покупатель имеет право отказаться от любой продукции или ее услуги, если факт их получения не доказан (потому что самой передачи пока не случилось). Продавец при этом должен вернуть все полученные за товар (услугу) средства в течение 10 дней.

У правила есть несколько исключений:

  • при покупках продукции под заказ возвращается сумма за вычетом того, что продавец уже потратил на выполнение этого заказа (при условии, что он сможет подтвердить свои расходы);
  • если товар уже отправлен (и есть документы об этом), то из суммы возврата можно вычесть средства на обратную доставку.

Важный момент: требование о возврате средств до получения покупателем товара распространяется на всех, кто что-либо продает в интернете. Даже тех, кто не зарегистрирован. Потому указывать в той же соцсети, что товар возврату не подлежит, не стоит: может попасться въедливый потенциальный покупатель, который укажет на это проверяющим службам.

Тогда информация о невозврате будет расценена, как введение в заблуждение (потому что она не соответствует нормам закона). Сам продавец при этом может оказаться под санкциями за ведение предпринимательской деятельности без оформления.

Исключение – продавцы собственных вещей (распродажа старой одежды, например). Но такой статус еще надо будет подтвердить (доказать, что это разовая акция, а не коммерческая деятельность).

Возврат товара после его передачи

По аналогии с классическим (офлайн) ретейлом, возврат товара, даже если он в надлежащем качестве, может быть осуществлен и после его получения. На это покупателю дается 7 дней с момента доставки покупки. Важные уточнения:

  • на интернет-продажи не распространяются ограничения по категориям товаров, которые нельзя вернуть при покупке в обычном магазине (возвращена может быть абсолютно любая продукция, включая косметику, посуду, нижнее белье и т. д.);
  • 7 дней на раздумья продавцу даются, только если покупатель уведомил его письменно о сроках и условиях возврата (и может это подтвердить), в противном случае (если информации нигде нет, и клиент мог ее не получить), этот срок увеличивается до 3 месяцев;
  • время на возврат, которое дается продавцу, – 10 дней.

Из перечисляемой обратно суммы можно вычесть стоимость доставки. Обязательство продавца вернуть деньги начинает действовать с момента подачи требования от покупателя. Документально процедура оформляется в свободном виде (заявление об отказе, накладная, акт возврата).

Подтверждение передачи товара

Каждая онлайн-продажа должна сопровождаться минимум 3 документами: самим заказом (его подтверждение в любой форме), уведомлением покупателя об основных условиях сделки (информация о товаре, условия возврата, способе доставки – все это нужно в письменном или электронном виде) и актом о передаче товара. Последний может не составляться в 3 случаях:

  • если продажу проводит самозанятый гражданин (подтверждение передачи для него – это чек);
  • оплата производится наличными средствами в момент получения посылки от курьера или на почтовом отделении;
  • клиент воспользовался возможностями самовывоза товара.

В остальных случаях (а также в перечисленных обстоятельствах, но при продаже в рассрочку или кредит) продавец обязан составлять акт передачи. Альтернативный вариант той же юридической силы – накладная или акт сдачи-приемки. Юристы советуют составлять такие документы даже тогда, когда они вроде бы необязательны.

Регистрация

Онлайн-торговлей могут заниматься только самозанятые граждане (с исключениями, интернет-магазин товаров других производителей они открыть не могут), предприниматели или компании. Поскольку в такой практике часто применяются технологии эквайринга, скрыть факт торговой деятельности, работая без оформления, будет сложно.

Поэтому без регистрации ей лучше не заниматься. Или заниматься в социальных сетях и со страниц личного блога. Но и в таком случае следует быть готовым к штрафам или проверкам.

Потому что доказать факт осуществления продаж сегодня совсем несложно. Особенно если доказательства собирает сильно недовольный покупатель. Это, кстати, дополнительный аргумент в пользу введения эффективной практики работы с проблемными клиентами: чем меньше недовольных, тем ниже риски для бизнеса, который не оформлен.