Продажа собственных информационных курсов, рекламирование чужих продуктов в интернете, предложение в Сети услуг надомного мастера по прическам, маникюру, педикюру – все это предпринимательская деятельность. И прятать ее на виртуальном поле деятельности становится все сложнее.

Да, сегодня не везде налоговые инспекции так активно зовут интернет-предпринимателей «на разговор», как в Москве или Петербурге. Но кто сказал, что так будет всегда? Рынок интернет-бизнеса уже де-факто вырос до тех масштабов, когда ему пора выходить «из тени». И те, кто это понимает, в перспективе выиграют.

Не просто информация

Очень многие все еще пребывают в заблуждении о том, что их работа в Сети никак не может быть признана предпринимательской, ссылаясь на 3 причины:

  • нет никаких заказов и договоров;
  • четкого графика работы нет, постоянного потока клиентов – тоже;
  • бизнес не требует участия привлеченных сотрудников.

На самом деле все это не отменяет факта предпринимательства. Потому что производится такая работа на свой страх и риск, ее целью является получение прибыли, а для достижения этой цели человек осуществляет покупку или заказ сторонних услуг (рекламы в социальных сетях, например).

То есть де-факто у работы в интернете есть все признаки предпринимательской деятельности, описанные в ее определении (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Отсутствует только юридический статус того, кто ее осуществляет. Другими словами, здесь имеет место нарушение закона и перспектива штрафа (а еще – доначисления налогов на все доказанные поступления).

Без рекламы

Еще одно популярное заблуждение: если рекламу не покупать, то и в предприниматели не запишут. Это неправильно, и тому есть доказательства – прецедентные действия со стороны столичных налоговых органов, доказавших, что предпринимательской работой занимается человек, который:

  • реализует собственный или чужой продукт (услуги, инфопродукт);
  • получает за это ежемесячные доходы;
  • не имеет альтернативного источника прибыли (то есть работа в интернете с постоянными поступлениями на счета является его единственным источником средств).

На иностранной платформе

Наконец, самое распространенное и неправильное мнение: работа на FB или WhatsApp и прочих площадках, которые не являются российскими (и часто не имеют на территории России своих серверов) – это предпринимательство, но за пределами РФ. Другими словами, человек относит себя к другой юрисдикции. Это неправильно, потому как живет, зарабатывает и тратит деньги, полученные в результате занятий коммерческой деятельностью, он в России.

Соответственно, платить налоги с денег, вырученных за свою работу (администрирование сетей FB на заказ или настройку рекламы) должен по месту пребывания. Платформа для отечественных налоговиков не важна. Это, кстати, в свое время (когда законопроект о самозанятых только рассматривался как идея) привело к массовому оттоку из Москвы в соседние страны опытных деятелей, занятых арбитражем трафика, SaaS, мобильными приложениями, созданием социальных проектов и т. д.