Доверять поисковое продвижение сайта специалистам по SEO – это правильно, особенно если собственник ресурса сам в технических моментах раскрутки мало что понимает. Только оформлять такую работу с исполнителем желательно документально. Это несложно, даже работая с фрилансером:

  • можно заключить официальный договор с самозанятым гражданином, если оптимизатор зарегистрирован в таком статусе:
  • более распространенный вариант – договор ГПХ.

С юридическими лицами заключается стандартный договор на оказание услуг. При этом во всех трех случаях (самозанятые, гражданско-правовой договор и услуги юрлица) нужно хорошо проработать документ. Его может составлять и исполнитель (если он занимается поисковой оптимизацией давно, у него уже имеются шаблоны, можно сэкономить время), но заказчик обязательно должен его прочитать и проанализировать.

Особенности заключения соглашения между исполнителем SEO и заказчиком услуг

Хорошее решение – отдать документ на рассмотрение юристам. Но учитывая его специфическую тематику, нет 100% гарантий, что юристы ничего не пропустят. Потому даже их следует проконтролировать.

На что обращать особое внимание:

  • существенные условия договора (предмет, стоимость услуг, план работ, права и обязательства сторон, форс-мажор, порядок расторжения и конфиденциальность) – без них документ может быть признан недействительным, и спросить в случае чего с исполнителя ничего не получится;
  • порядок формирования сметы (заказчик должен четко понимать, сколько он заплатит, как изначально оговоренная сумма может меняться, и из-за чего);
  • возможности приостановки сотрудничества без разрыва отношений (оптимизация – это постоянный процесс, который может проводиться ежемесячно, важно оставить для себя возможность поставить его «на паузу»).

Где неопытные заказчики допускают больше всего ошибок? Эксперты назвали 4 пункта.

Предмет договора

Не все это понимают, но договор на SEO обычно оформляется, согласно правилам, прописанным в главе № 39 ГК РФ. То есть относится к договорам о совершении действий, а не о достижении некоего результата.

Другими словами, поисковое продвижение – это процесс, который может привести к ожидаемым итогам, но необязательно к ним приведет. При этом даже при недостижении указанного результата, но выполнении сторонами описанных действий он будет считаться исполненным.

Это к тому, что в предмете договора должен был четкий список работ оптимизатора:

  • с указанием инструментов;
  • сроками выполнения;
  • графиком и т. д.

Можно прописать и результаты (выход в топ-10 и т. д.), но данные условия уже будут вторичны при выполнении описанных услуг в полном объеме.

Отчетность и ее сроки

Отчетов по итогам принимаемых мер требуют все. Только часть заказчиков обсуждают вопрос отчетности на словах. И в один из дней могут не дождаться ни отчета, ни хоть какой-нибудь конкретной информации о том, как идут работы по продвижению. Чтобы этого не произошло, в договоре стоит зафиксировать:

  • факт предоставления регулярной отчетности;
  • содержание отчетов;
  • крайние сроки их подачи.

Инструменты

Увы, рынок исполнителей все еще полнится теми, кто стремится лишь получить гонорар, и вовсе не планирует хорошо делать свою работу. Такие «специалисты» смело берут на себя обязательство вывести сайт в топ-5 хотя бы одного поисковика, например, но не уточняют, какая страница попадет в верх выборки, и в каком именно поисковом сервисе будут достигнуты такие успехи. В итоге заказчик получает продвижение пустых или откровенно слабых страниц в непопулярных системах.

Во избежание подобных эффектов, в договоре стоит указать:

  • место продвижение (Google, Яндекс);
  • страницы сайта;
  • регион (Москва, Санкт-Петербург).

Каналы сообщения

Так бывает: заказчик решает внести изменения в порядок работ, допустимые договором, сообщает об этом исполнителю через тот же канал связи, в котором они постоянно ведут общение, но исполнитель не видит сообщения (умышленно или случайно). В итоге заказчик, ожидая, например, что поставил работы «на паузу», спокойно распределяет средства на другие виды услуг. А через месяц узнает, что о паузе знал только он, и вторая сторона ждет стандартного ежемесячного расчета.

Если в договоре оговорены конкретные каналы связи (email, viber, WhatsApp) и т. д., то в такой ситуации прав заказчик (при условии, что сообщил о приостановке работ он по одному из задокументированных каналов). Если способы сообщения не оговорены, то прав исполнитель, и на его счет придется перевести деньги.