Несмотря на его опасность для репутации пользователя и минимальную эффективность в плане конкурентной борьбы, так называемый черный пиар по-прежнему существует. И портит немало крови тем, кто только начинает становление на региональных рынках (успев, однако, завоевать лояльность своей целевой аудитории).

Конечно, учитывая, насколько разросся инструментарий интернет-торговли, заниматься вопросами black PR в идеале должны квалифицированные юристы. Но как показывает практика, предприниматели, что-либо продающие или предлагающие в онлайн, обращаются к ним редко.

Зато они часто пытаются взывать к авторам ложных негативных постов и отзывов. Что не совсем правильно. Особенно если в порыве праведного гнева оскорбленный бренд переходит к угрозам. Почему это неэффективно и как лучше отстаивать свое честное имя? Юристы, до которых бизнес пока не дошел, сами пришли рассказать о принципах честной конкурентной борьбы.

Правовая база

Для начала, что нужно четко понимать:

  • Судебные разбирательства – это самая дорогая и затратная по времени платформа для выяснения истины. На нее стоит идти только в крайнем случае, и то это не всегда имеет смысл (если сервера того же отзовика находится вне юрисдикции РФ, то и решений российских судов он выполнять не будет).
  • Добиться удаления отзыва, страницы, рецензии, статьи, которая порочит честное имя компании, удается не всегда. Но это не повод оставлять такие упоминания без реакции. Любой негатив можно превратить в позитив, если правильно прокомментировать его на той же площадке, где он опубликован. Когда нет такой возможности, всегда можно вынести разбирательства на свою страницу, посвятив ей несколько материалов.
  • Закон о клевете, оскорблениях и информации, порочащей честь и репутацию компании, распространяется на интернет. Но не на соцсети. Согласно общей практике, почти все, что в них пишется, де-юре относят к субъективным суждениям, которые не наказуемы по закону.

Нормы, на которые может опираться в попытках защититься от несправедливых нападок онлайн-бизнес: УК РФ, ГК РФ и КоАП. И здесь еще один важный момент: каждый из кодексов защищает пострадавшего в разных случаях. И на каждый случай найдется с десяток нюансов, которые надо проработать перед началом каких либо действий.

Клевета

В частности, уголовный кодекс в ст. 128 (I часть) предусматривает наказание за клевету. Ее саму закон трактует, как умышленное распространение неким лицом негативной информации, портящей репутацию интернет-магазина, например. Другими словами, последнему нужно будет доказать не только тот факт, что негатив не имеет ничего общего с правдой, но и то, что человек, его опубликовавший:

  • понимал, что публикует ложь;
  • намеренно озвучил неправдивые данные, рассчитывая на конкретный результат (снижение продаж, уход постоянных клиентов);
  • не высказывал собственное мнение.

Начинать какой-либо процесс доказательства клеветы имеет смысл только в том случае, если данные, которые несправедливо озвучены, можно проверить. Если проверить правдивость информации не представляется возможным, пытаться добиться чего-либо в суде нет смысла.

Кстати, для судебного и внесудебного разбирательства потребуется нотариальное заверение распечатки с потенциальной клеветой и независимая экспертиза, подтверждающая ее противозаконный характер. Ее выгоднее проводить вне суда, даже если бизнес планирует судиться. Так можно сэкономить до 25% стоимости экспертных услуг.

Наказанием клеветнику, если с ним не удастся договориться мирно, но удастся доказать его намерения, будет штраф до 1 млн рублей или арест до 2 месяцев. Реже судьи присуждают более серьезные сроки (до 2 лет заключения).

Честь, достоинство и деловая репутация

Гражданский кодекс в ст. 152 предусматривает право пострадавшей стороны на реабилитацию его имени через удаление ложной информации. Серьезного наказания за публикацию материалов, которые негативно влияют на репутацию (задевают честь, достоинство), не предусмотрено. Зато  предусмотрено обязательство автора опровергнуть ложные обвинения, сделанные ранее, и удалить неправдивую информацию. Реже – компенсировать ущерб.

К слову, ссылаясь именно на эту статью ГК, проще всего убедить подкупленного автора (блогера, например), исправить ситуацию. Без суда и разбирательств. Правда, и без компенсации, но с опровержением.

Оскорбление

Еще одна норма – ст. 5.61 КоАП – нацелена на защиту брендов и отдельных лиц, действующих в интернете, от необоснованных оскорблений. Здесь речь не о ложно-низкосортном сервисе, например, по ремонту автомобилей, а о прямом негативе. Когда менеджер компании называется неучем, а директор – лжецом и т. д.

Оскорбление – действие, которое проще всего подтвердить (если зафиксировать фото страницы с публикацией, в которой часто присутствует ненормативная лексика). Поэтому договориться о его удалении обычно проще. Тем более что по решению суда за него автор может получить штраф (от 5 тыс. рублей для частного лица до 100 тыс. для компании).

Угрозы бесполезны

Как показывает опыт, суды очень долго рассматривают дела, связанные с перечисленными выше статьями и законами. Поэтому урегулировать неприятные ситуации бренду или предпринимателю, который что-либо продает онлайн (а значит, сильно печется о репутации), проще и выгоднее в порядке мирного соглашения (без суда).

Как лучше действовать:

  • начать – с автора негатива (без угроз и эмоциональных выражений, суть письма должна сводиться к тому, что закон в отношении пострадавшего участника рынка нарушен по таким-то пунктам, но при быстром устранении заметки это ни для кого не будет иметь последствий);
  • если автор (блогер YouTube, например) на контакт не идет, можно написать администрации площадки, на которой опубликован негатив (и здесь стоит внимательно прочитать ее правила, чтобы по возможности сослаться на их нарушение в первую очередь, а на нарушения закона – во вторую);
  • сформулировать корректный безэмоциональный ответ, если реакции так и не последовало, на той же платформе (а-ля нам очень жаль, что опыт взаимодействия оказался неприятным, давайте разберемся в ситуации, потому что мы всегда стараемся стать лучше).

И только если ничего из перечисленного не сработает, можно писать досудебную претензию, а после – идти в суд.