Из-за пандемии бизнес (особенно, малый и средний) сейчас не столько развивается, сколько выживает. И доначисления налогов в режиме «за себя и за того парня» ему совершенно ни к чему. Учитывая, что мораторий для налоговиков по части проведения проверок никто не продлил, каждому предпринимателю сегодня полезно продумать, какие претензии к нему со стороны ФНС могут возникнуть, и подготовить на них ответы.

Для этого и нужно избавиться от заблуждений, которые бытуют среди представителей коммерческого рынка, о проверяющих из налоговой службы. Таких заблуждений много, рассмотрим 3 самых популярных.

Документы в порядке – проблем не будет

Порядок в бухгалтерской документации – условие необходимое, но недостаточное для прохождения плановой и тем более внеплановой проверки. В 2020 году налоговая уходит от формализованного подхода к контролю за работой налогоплательщиков, о чем неоднократно заявляли ее представители. Это значит, что, кроме документов, контролеры будут смотреть:

  • на совокупность факторов в рамках сомнительной сделки;
  • все сделки, не характерные для конкретной компании или ИП;
  • историю сомнительных транзакций и т. д.

Не полагаясь полностью на документы, следует запастись весомыми аргументами по всем видам работ и совершенным транзакциям, которые ФНС может посчитать нелогичными или нехарактерными для конкретного субъекта. В качестве таких доказательств может выступать:

  • переписка с партнерами (о перспективах нового сотрудничества);
  • видеозаписи переговоров с новыми поставщиками;
  • коммерческие предложения и т. д.

Ошибки налоговой снимают ответственность

Эта схема никогда не работала. Ни с банками, ни со страховщиками. Не сработает и с ФНС. Если ее сотрудники нарушили регламент проверки или вручения подозрений, это можно использовать в практике самозащиты предприятия, но нельзя строить защиту только на этом.

Дело в том, что суды всегда были и, вероятно, будут лояльны к таким просчетам. Да, они учтут, что налоговики:

  • уведомили о проверке на день позже, чем должны были;
  • вручили акт или требования разъяснений сотруднику без доверенности;
  • направили запрос не по тому адресу и т. д.

Но если подозрения ФНС будут обоснованными (неоднократные договоры с однодневками, «мутные» статьи расходов, необъективные нерыночные цены для нового заказчика и т. д.), на процессуальные нарушения никто опираться не будет. Если они не грубые, конечно.

Вызов «на ковер» – пиши: пропало

Политика налоговой службы в отношении МСБ все агрессивнее. Более или менее лояльный подход сохраняется только для самозанятых и микробизнеса. Для остальных же де-факто действует презумпция виновности.

Но это вовсе не значит, что налоговики без труда смогут «записать» на ваш счет сговор с компаниями-однодневками, искусственное раздувание (или «сдувание») штата, другую сомнительную схему, в которой вы не участвовали. Грамотные объяснения творят чудеса.

Особенно если они подкреплены видеоматериалами, перепиской с партнерами и другими доказательствами. Если не налоговиков, то суд такие материалы убедят в невиновности налогоплательщика.

Но скорее всего, при их наличии (если компания действительно работает честно) до суда дело не дойдет. Секрет в том, что налоговой службе проигранный суд совсем ни к чему. Это демонстрация ее просчетов. Видя, что плательщик может оказаться ни при чем, ее сотрудники вряд ли будут настаивать на нарушениях, доначислениях и списаниях.