В социальных сетях сегодня сформировался полноценный коммерческий рынок. На частных пользователей все еще приходится большинство аккаунтов, конечно. Но доля тех, кто пришел в Телеграм, instagram, ВК или на FB зарабатывать деньги, растет как на дрожжах. Только за первые 5 месяцев 2020 года она увеличилась почти втрое.
Понятно, что в таких конкурентных условиях будут попытки продвинуться не совсем честными методами. И речь не про накрутку первых пользователей или заказ комментариев для себя. Социальные сети, до того остававшиеся в большей степени каналом общения, а не продаж, обретают черты рынка вместе с его «болезнями», среди которых и недобросовестная конкуренция.
Методы недобросовестной конкуренции в соцсетях
Конечно, по сравнению с сайтами или интернет-магазинами ее методы в том же instagram весьма сомнительны в плане эффективности. И все же знать, что некоторые «соседи» так делают, полезно каждому начинающему деятелю социального проекта. Какие способы они используют?
- Репутационные. Это комментарии и формирование имиджа канала через другие инстанции. Здесь же занесение в негласные черные списки, которые множатся.
- Условно-законодательные. Речь о жалобах администрации ресурса, на чьей площадке работает канал.
- Фальсификационные. Сюда относятся как накрутка пользователей, за которую канал конкурента могут наказать, так и написание комментариев с непристойностями или запрещенным контекстом.
Как бороться с репутационными методами нечестной конкуренции
Репутационный метод считается самым действенным. Правда, он требует времени и некоторых затрат. Последние довольно велики, особенно если конкурент решит оклеветать своего соперника вне социального проекта – запустит дезинформацию в блогах, других сетях, на форумах.
На самом деле бороться с таким форматом атак можно, а их эффективность, особенно в самых популярных проектах, остается довольно слабой по трем причинам.
- Даже если конкурент занесет своего визави в некие черные списки, у этих списков есть автор, хозяин страницы. И если он сторонний участник рынка (а лучше потребитель), то его интерес – это объективность. Выйдя с ним на диалог, несложно будет доказать ложность обвинений. Если бизнес, который таким способом оклеветали, зарегистрирован официально, у владельца ресурса, опубликовавшего клевету, есть все шансы оказаться в суде. Стороннему пользователю это не нужно. А если черные списки создал сам конкурент, – что ж, с ним придется либо договариваться, либо судиться.
- Публикация лживой информации в виде отзывов или обзоров, рецензий, сравнений на сторонних ресурсах конкуренту не выгодна по тем же причинам, что и занесение в черный список. Это нарушение закона. И если дело дойдет до суда, можно понести серьезное наказание. Что до комментариев, которые рассказывают о низком качестве товара конкурента, то они отключаются в один клик.
- Когда один канал «топит» другой? Когда у второго больше покупателей, выше продажи, лучше сервис. А значит, есть своя «армия» довольных клиентов. За небольшие бонусы их можно привлечь для опровержения лживой информации (и избежать вынесения «сора из избы», если бизнес не зарегистрирован).
Жалобы
С жалобами все еще проще. У любой издательской площадки, будь то YouTube или FB, есть четкие правила и требования к контенту. Если пользователь их не преступал и не нарушал, то никакие жалобы не помогут его публикации скрыть или заблокировать. О блокировке целого канала речь вообще не ведется. Если таковой нарушает что бы то ни было, сервис сам его найдет.
Фальсификации
Один из затратных и самых бесполезных методов недобросовестной конкуренции. Чтобы навредить накрутками, их нужно организовать очень много, а это дорого. Причем ликвидировать ботов администратор пострадавшего канала может буквально в несколько кликов.
Даже постфактум, если его уже наказали. Он просто подает объяснения администрации сервиса, чистит канал и продолжает работать. Да, в худшем случае будет некоторая задержка с новыми постами. Но устраивать ее каждый месяц соперник не сможет – дорого.
Разве что это будет дорогой большой бренд или несколько конкурентов объединятся против одного. Но и в таких случаях вряд ли кто-то станет использовать накрутку: имея финансовый ресурс, гораздо быстрее «забрать» аудиторию конкурента, снижая цены и раздавая подарки его клиентам. А это уже честная конкуренция, на которую тоже можно и надо реагировать, но совсем другими способами.