Так называемые антивирусные субсидии от государства в размере МРОТ названы предпринимателям, для которых они предназначены, одной из самых эффективных мер помощи в сложные времена. Доступны такие выплаты в единоразовом режиме всем компаниям и ИП, которые занесены в реестр наиболее пострадавших от Covid-19. По задумке финансовая помощь должна быть израсходована на выплату задолженностей по заработной плате сотрудникам.

Как получить такую субсидию уже, сказано очень много. Причем, как отмечают сами получатели, за последние несколько недель программа ее предоставления заработала намного лучше, чем сразу после принятия. Остается только один вопрос: как эти деньги учитывать и использовать.

Налоги с поступлений

Хорошей новостью стало то, что классические казусы вроде выплаты налогов с суммы государственной помощи, были исключены сразу. Для этого внесены соответствующие поправки в НК РФ, согласно которым субсидии:

  • не считаются доходом для предпринимателей-плательщиков налога на прибыль;
  • не учитываются при расчете сборов по упрощенной системе налогообложения;
  • не учитываются в базе при расчете сельскохозяйственного налога.

То же касается налогов на вмененный доход и патентов. Налог на добавленную стоимость с полученных средств тоже платить не нужно, поскольку они не направляются на закупку или организацию продаж товаров по сниженным ценам. Это тоже прописано в Налоговом кодексе (первый пункт ст. 162). Правда, здесь есть нюанс, о котором чуть ниже.

Не считается в доходы, значит, и в расходах учитывать нельзя

Налогооблагаемую базу субсидии не увеличивают, потому было принято решение, что и снижать ее они не могут. Это своего рода неучтенные деньги с условно целевым назначением. Именно условность назначения и создает вокруг субсидий больше всего вопросов.

С одной стороны, сама выплата предпринимателям и компаниям предусмотрена на зарплату сотрудникам с целью сохранения рабочих мест. С другой стороны, в первом пункте Правил, которые утверждены постановлением № 576, четко сказано, что деньги от государства могут быть использованы и на другие цели.

То есть для экономии бизнес может пустить их не на выплату заработной платы, которая уменьшает налогооблагаемую базу (а использовать для этого выручку), а на ту статью издержек, которую нельзя записывать в расходы. То есть на перечисление долгов в страховой фонд или все ту же налоговую (оплатить субсидиями сами налоги).

Конфликт интересов или «лазейка» для бизнеса?

Но в таком случае, если по одному пункту регламента требования соблюдены (прибыль на сумму не увеличивается), а по второму – нет (расходы уменьшатся за счет замещения средств – государственных на собственные), у ФНС могут возникнуть к получателю вопросы. Тем более что по определению налоги на прибыль, добавленную стоимость и другие налогооблагаемые объекты должны платиться с выручки, а не сторонних поступлений.

Однозначных объяснений на эту тему пока никто не дал. И по закону использовать средства более выгодным способом бизнес может. Хотя некоторые специалисты подозревают, что подобная практика способна «накликать» на субсидируемые компании ненужные проверки.