Интернет-продажи в кризис подскочили. Это заметно по многим позициям, хотя и не по всем. И так будет не всегда. Даже те, кто сегодня считает прибыль с улыбкой, должны подготовиться к непростым временам. Не в том плане, что все будет плохо. Напротив, все может быть хорошо. Но политику надо менять. С обычной на антикризисную. Как?

Маркетинговые принципы в кризисные времена

Есть пять простых правил, которых надо придерживаться очень строго.

  1. Акцент на доверительные отношения. Сложные времена сближают всех со всеми. Даже в таких коммерческих отношениях, какие складываются между покупателями и продавцами. Чем больше у магазина будет доверия (даже ощущения поддержки с его стороны), тем крепче он будет стоять на ногах.
  2. Простая, очень простая реклама. Без перформансов, социальных отступлений, метафор и прочих художественных приемов. Продаем чистящие средства для ежедневной уборки – на фото должны быть самые ходовые бутылочки и баночки.
  3. Акцент на коробочных продуктах и решениях. Если не считать масок, они в кризис больше всего востребованы. Типовые сайты, короткие рекламные посты, шаблонные дизайны визиток, наборы косметики. Чем проще товар, тем выше вероятность, что его купят. А за ним «подтянутся» и более дорогие предложения.
  4. Уход от прямых рекламных объявлений к нативному продвижению. Рекомендации живых людей в сложный период работают лучше всего, что есть у маркетолога в распоряжении. Это не повод отменять все существующие кампании в Яндекс.Директ. Надо просто скорректировать сообщение, чтобы из него было понятно: вас рекомендуют. И конечно, инфлюенсеры в кризис – те, кто нужен бизнесу.
  5. Организация постоянного доступа продавца для покупателя. Коммуникации, которые теперь стали полностью удаленными, решают очень многое.

 Нужна новая стратегия и тактика

Это самое сложное, учитывая, что большинство представителей малого и среднего бизнеса попросту не умеют планировать. Выписывать по нескольку десятков идей в день, отбирать из них лучшие, формировать золотой фонд перспектив, выстраивать четкую последовательность действий.

Но это неумение можно ликвидировать, если попрактиковаться. В идеале, конечно, подучиться азам менеджмента. Только не того новомодного, который MBA, это уже следующий уровень. На старте нужны азы.

  • Составьте список факторов влияния на бизнес – внешних (государство через налоги, поставщики и конкуренты), внутренних (сотрудники, финансы, ТМЦ).
  • Распределите в каждой группе приоритеты. Что можно сделать с налогами (и какие документы успеть подать)? Кого из сотрудников перевести на удаленную работу, кого удалить из штата. Стоит ли работать дальше со всеми поставщиками или сосредоточиться на самых дешевых поставках?
  • Еще раз пройдите путь «рисования» портрета самого ценного целевого покупателя. Того, кто уже доверяет магазину, и придет снова за покупками. На него сейчас все внимание.
  • Рассчитайте таблицы с классическими «бухгалтерскими» статьями расходов и доходов. На текущий момент. На случай если рынки останутся закрытыми и продолжится самоизоляция (месяц, полгода, год). И на случай если пандемия отступит через пару недель.
  • Выберите в таблицах угрозы и найдите возможности. Для первых нужны варианты действий для выживания (нет в голове – ищем в интернете, любая проблема уже у кого-то была решена). Вторые надо просчитать по суммам, достаточным для их использования.

Пока всех накрыло «короной», истина не в вине, а в цифрах. Из них рождается как минимум 3 плана (при разных сценариях дальнейшего развития событий). Они должны быть под рукой.