Еще до того, как кризис, спровоцированный пандемией, «разгорелся» в полную силу, многие аналитики прочили устойчивость на всем рынке e-commerce только тем компаниям, которые поставляют комплексные IT-услуги. И  в целом не прогадали. В отличие от офлайн-рынка, онлайн-студии и агентства чувствуют себя довольно хорошо.

Правда, для сохранения прошлых показателей (или результатов, к ним близким) таким компаниям пришлось кое-что поменять. Как в целом себя ощущает индустрия накануне нового запуска (выхода из режима повышенной готовности)? Не так давно несколько крупных аналитических компаний сделали большой срез по всем, кто устоял в отрасли, и получили весьма наглядные итоги.

Что говорят сами IT-шники: как они себя чувствуют в период пандемии

Так, несмотря на оптимистичные прогнозы и ожидания большого роста, многие программисты столкнулись с серьезными проблемами. Если раньше им практически не приходилось тратить времени на поиск заказчиков (те либо сами искали исполнителя, либо реагировали на стандартную прокрутку рекламы студии), то теперь в сегменте развернулась настоящая борьба за платежеспособного клиента.

По данным опроса, проведенного одновременно на нескольких профессиональных форумах, в социальной сети Facebook и каналах Telegram, сами представители отрасли констатируют:

  • Заметный спад как в целом по количеству заказов, так и по ценам. Его отмечают более 60% респондентов. Их клиенты либо запрашивают скидки, либо урезают бюджеты за счет сокращения количества подключенных услуг.
  • Рост активности фиксируют только 8% участников. Причем 92% из них – поставщики комплексных услуг. Чем уже сфера деятельности исполнителя, тем выше его потери из-за кризиса и тем менее устойчива его текущая финансовая ситуация.
  • У 16% IT-шников (сюда вошли как фрилансеры, так и юридические лица) наблюдается некоторое перераспределение активности заказчиков. В одних сферах идет спад, в других наблюдается рост, а все вместе дает более или менее устойчивое равновесие.
  • Без изменений работают 15% респондентов.
  • Всего 1% компаний затруднились оценить свое положение и реакцию целевой аудитории на изменения.

Топ-5 услуг, которые пользуются увеличенным спросом

В списке самых востребованных услуг остается разработка продающих лэндингов, запуск каналов в Telegram, редизайн, настройка рекламы, продвижение в instagram, полный цикл создания мобильных приложений и подключение (разработка) программных решений для электронного документооборота.

Значительно снизились (почти на 30%), если верить приблизительным оценкам исполнителей, объемы заказов на разработку сайтов. Услуга технического аудита, поиска уязвимостей и другие сопутствующие работы «просели» заметнее – отрицательная динамика на апрель-май составила более 50%.

Кому приходится сложнее всего

Самые слабые позиции оказались у программистов-фрилансеров без регистрации. Их доход, по их собственным словам, снизился минимум на четверть. Почти половина незарегистрированных «одиночек» констатируют сокращение количества заказов на 50–100%.

Так называемые специалисты широкого профиля в более выгодном положении – у них объем заявок сократился на 10–20%. IT-студии и агентства в большинстве своем либо держатся на том же уровне интенсивности занятости, либо растут. Что явно указывает на запрос заказчика на безопасность сделки (работа по договору с зарегистрированными участниками).