Тема всевозможных сервисов онлайн-бухгалтерии, которых становится все больше, – одна из самых обсуждаемых в e-commerce. И это понятно. Во-первых, фрилансеры в поисках платежеспособных клиентов (юридических лиц) выходят «из тени», оформляя предпринимательство или статус НПД (самозанятых), а тратиться на бухгалтера логично не хотят. Во-вторых, офлайн-компании, параллельно с основной пока что остановленной деятельностью запускающие онлайн-проекты, тоже ищут дешевого решения «бухгалтерского вопроса». Просто потому, что еще не знают, останутся ли они здесь, когда то ли карантин, то ли повышенная готовность закончится.

Источники интереса понятны. А вот практика работы с такими сервисами для многих остается под вопросом. Потенциальные пользователи не представляют себе, на что способны подобные программные решения, и как они в принципе работают. Для таких соискателей предлагаем ответы на 5 самых распространенных вопросов об онлайн-бухгалтерии.

Что собой представляет онлайн-бухгалтерия?

Это сервис, рассчитанный на простейшие бухгалтерские операции – подсчеты, формирование сводных таблиц и отчетов, сообщение с ФНС. Он не составляет документов по запросу и не оценивает бизнес сам. По сути, во многом такой сервис повторяет работу всем известного Excel. Только чуть более простого в плане использования. И оптимизированного (читать «заточенного») под бухгалтерию. Чем лучше у программы теоретическое наполнение (справки и подсказки), тем она полезнее.

Может ли он готовить документы?

Подготовить пакет документов по остаткам ТМЦ на нужную дату по запросу налоговой инстанции или различные счета-фактуры, формы программка не сможет. Это придется делать самостоятельно. Зато сервисы, если они грамотно спрограммированы, могут служить удобной площадкой для общения с налоговиками.

Техническая поддержка

Этот вопрос может стать больной темой и постоянной статьей расходов или стандартной частью пакетной услуги. Зависит от разработчика программы. Если у него есть свой отдел консультантов, кол-центр и желание удерживать клиентов, то технические вопросы он решает сам, и довольно оперативно. Или дает подробные инструкции по первому запросу, как клиенту исправить ту или иную ситуацию.

Кто может нормально пользоваться?

Нельзя сказать, что онлайн-бухгалтерия – это только для самозанятых, например, копирайтеров. Им, по сути, подобный продукт и не нужен. Во-первых, потому что у них он уже есть – встроенный в сервис регистрации «Мой налог» (и ничего не стоит). Во-вторых, особой потребности в помощи с бухгалтерией им не требуется (нет деклараций, справок, отчетов – все автоматизировано).

Неправильно будет утверждать, и что онлайн-бухгалтерия – универсальное решение. Большим предприятиям со штатом сотрудников она не подойдет. У программного продукта есть своя довольно узкая категория:

  • предприниматели без персонала;
  • малые фирмы на УСН с 2–3 работниками;
  • ИП или небольшие компании на совмещенном режиме с малым штатом (учет в авторежиме может быть удобен тем, кто работает с ЕНВД и УСН).

Как потом вернуться в 1С?

В один день взять и перевести бухгалтерию из автоматизированной системы на 1С (обратно, если до этого бизнес работал в ней) невозможно. По крайней мере, на нынешнем уровне настройки сервисов.

Самый комфортный вариант – доработать отчетный год на онлайн-программе, а с нового периода вернуться к прошлому формату. Тогда вводить данные заново не придется, надо только перенести начальные остатки.