2020 год был тяжелым для всех – и бизнеса, и налоговиков. Возможно, именно поэтому в новом отчетном периоде последние решили несколько ослабить «хватку». Конечно, не во всех вопросах и не для всех, но в чем-то бизнесу станет проще. При условии, что его владельцы разберутся в основных изменениях, ожидаемых в 2021-м. Что это за изменения? Среди наиболее важных моментов, 5 нововведений:
- изменение порядка блокировки счетов;
- появление «буферного периода» при формировании претензий со стороны ФНС;
- новый формат электронной доверенности;
- открытие данных по электронным счетам и КЭСП;
- автоматизация внесения изменений в ЕГРЮЛ.
14 дней на исправление ситуации
Одна из самых частых жалоб предпринимателей на налоговиков касалась именно вопроса блокировки счетов. Их «замораживали», что называется, без суда и следствия едва ли не в момент формирования задолженности по отчетам, обязательным сборам или возникновения подозрений в отношении транзакций. А вот разблокировка могла занять и 3 дня, и всю неделю. Упустить хорошую сделку в таких условиях (по забывчивости, например) не составляло труда.
С начала 2021 года эта проблема снята. Теперь перед блокировкой расчетных корпоративных счетов их владельцам ФНС будет сообщать о грядущей санкции. А на исправление ситуации (написание ответа на претензию сотрудника инспекции, ликвидацию долгов, сдачу отчета) даже оставят 14 дней (ровно за столько будут предупреждать).
Время на разбирательства
С 1 июля вступит в силу еще одно изменение. Оно касается случаев возникновения претензий со стороны налоговой службы к предпринимателю. Раньше уже через сутки после обнаружения вопросов к ИП со стороны ФНС последний обнаруживал блокировку счета и вынужден был остановить свою деятельность. Даже если проблема была в банальном техническом сбое или ошибке сотрудника налоговой. Теперь бизнесу отведут от 10 до 20 дней на разбирательства.
Стандартизация электронной доверенности
Да, не все нововведения обещают облегчить жизнь предпринимателю или юрлицам. В случае с электронной доверенностью, например, все может оказаться с точностью до наоборот. Сегодня для ее сдачи достаточно установки программного комплекса ЭДО (электронный документооборот). Потому что нет еще стандартов для оформления этой доверенности. К 1 июля 2021 года система требований к ней будет разработана. Пока неизвестно, насколько это осложнит процесс сдачи документа, но уже ясно, что отправить его без квалифицированной подписи будет нельзя.
Данные б электронных кошельках и КЭСП
Еще одна не очень приятная новость для тех, кто работает с электронными кошельками. С 6 января банки получили указание Центробанка о том, как передавать информацию обо всех электронных кошельках предпринимателей (и физических лиц тоже), открытых или закрытых с апреля 2020 года.
Закон, который предписывает такое обязательство финансовых организаций, принят еще в прошлом году (как раз в апреле). Но банки не могли его исполнить, так как не имели утвержденного алгоритма действий. Теперь он есть. И налоговики узнают о кошельках, открытых и закрытых в системах:
- ЮMoney;
- QIWI;
- WebMoney.
То же касается и корпоративных электронных средств платежа (КЭСП).
Автоматическое обновление в ЕГРЮЛ
Напоследок еще одна приятная новость. С конца апреля 2021 года (26 числа) некоторые данные при регистрации изменений в работе юридических лиц будут вноситься в единый госреестр автоматически. Речь в первую очередь о смене названия, сведений об учредителях, данных по итогам слияний, присоединений, других преобразований.
Кстати, тип предоставленного учредительного документа больше в базе не указывается (раньше писалось, оригинал это или копия, заверенная нотариусом). Теперь в реестре будут оставлять только описку «действует на основании типового устава».