Успех развития любого веб-проекта – это сумма многих слагаемых. И если для одних факторов продвижения есть понятные правила организации сайта, то с другими веб-мастеру иногда приходится буквально гадать на кофейной гуще. Та же SEO-оптимизация, например, выстроена на четких требованиях и показателях, а вот в юзабилити все зависит от изменчивых предпочтений пользователя, составить некую систему универсальных действий здесь сложно. Хотя и в случае с поведенческими факторами многие придерживаются неких постоянных правил. Не всегда, правда, обоснованных в плане эффективности и не всегда работающих.

Правило трех кликов относится как раз к последней группе. Его придерживаются очень часто, ссылаясь на некую «магию» его действия. Но вот доказательств, полученных в результате фактических исследований, экспериментов и аналитических процессов оно так и не нашло. Стоит ли соблюдать такие требования для всех без исключения сайтов?

Суть правила трех кликов

Правило 3 кликов заключается в том, что любая информация, написанная и опубликованная на сайте под ключевые запросы, должна быть доступной пользователю в 3 перехода. У него есть модификация: любая статья на ресурсе должна находиться не дальше, чем в трех кликах от главной страницы.

Доподлинно неизвестно, кто и когда впервые озвучил этот «закон», понятно только, что пришел он с Запада лет 15 назад. И что пользуются им если не большинство веб-мастеров, то очень многие.

Польза и вред

Эксперименты, посвященные правилу 3 кликов, проводились многократно. И показывают совершенно разные результаты. На основании чего несложно сделать простой вывод: привязки к эффективности у этого требования нет – его соблюдение может сработать в плюс, а может и не оказать влияние на поведение посетителя. Зато другие исследования демонстрируют следующие закономерности в поведении читателей:

  • да, 100% людей, переходящих на сайт по запросу, хотят как можно быстрее найти интересующую их информацию, в этой части три клика дают положительный эффект;
  • при этом читатель готов совершить и 5, и 10 кликов, если его устраивает манера подачи информации или ему нравится контент, представленный на сайте;
  • а вот что раздражает пользователей вне зависимости от характера информации, которую они ищут, это сложная замысловатая структура с длинными списками категорий и подкатегорий меню (без нее соблюдение правила 3 кликов на ресурсах с количеством страниц от 30–50 и более невозможно).

Другими словами, выстраивая всю архитектуру сайта на одном условии (удаленность в пределах 3 нажатий), можно не только улучшить, но и многократно ухудшить поведенческие факторы. Если страниц много, то попытка выложить каждую из них поближе к основному меню только осложнит навигацию, запутает посетителя и приведет к его уходу.

Не более 7 категорий в меню

Еще одно правило организации сайта, которое требует построения меню таким образом, чтобы в его первой «линии» было не более 7 категорий, в сочетании с «трехкнопочной» концепцией усугубит качество перемещения на сайте. С одной стороны, перебора с количеством категорий допускать нежелательно, это путает читателя. Но с другой, – руководствоваться только строгими рамками «трех» и «семи», значит, отвлекаться от главного требования. Последнее диктует логика, и его эффективность проверена. Согласно этому главному требованию, структура сайта должна быть такой, чтобы посетителям было:

  • понятно, куда двигаться в поисках ответов на интересующие вопросы;
  • удобно перемещаться по сайту;
  • несложно вернуться на 1–2–3 шага назад.

Выводы

Навигация – один из ключевых факторов, который определяет отношение читателя к сайту, бренду, домену. Здесь нельзя руководствоваться некими универсальными правилами организации сайта или законами, поскольку те не работают константно для любых тематик, направлений, предприятий или товаров. Напротив, прорабатывая структуру, важно отталкиваться от специфики предложения, на которое должны откликнуться читатели. Если она требует более чем 7 категорий основного меню, их надо делать более 7. То же касается и 3 кликов. Навигация не должна быть быстрой – она должна быть удобной и понятной для непрофессионала в теме, которой посвящен ресурс.