В этой статье я расскажу о том, как правильно писать отзывы. Написание отзывов о товарах и услугах – этим сегодня довольно часто занимаются веб-копирайтеры на ниве фриланса, но вот делают это чаще всего очень плохо и, мягко говоря, «палятся». Представьте себе, что вы, читая о каком-то товаре, наткнулись на отзывы, и в какой-то момент поняли, что их пишет один и тот же человек. Вы поняли, что это просто копирайтинг. Уверен, что этот товар вы не купите.
Отзывы – один из мощнейших маркетинговых инструментов. Это, на первый взгляд, прием беспроигрышный: человек охотно верит мнению других, более того – он привык составлять свое мнение на мнениях окружающих.
Отзывами можно добиться огромного успеха, а можно и полного провала
Копирайтеры, которые учат писать продающие тексты, добавляя в них несколько отзывов, не учат из написанию, не показывают пример написания отзыва. В большинстве своем они акцентируют внимание на том, что отзывы должны быть настоящими, иначе покупатель это обязательно почувствует. Я тоже обеими руками за это. Но практика показывает, что сегодня есть огромный спрос именно на «искусственные» отзывы, поэтому моя задача в данном материале показать, что их можно сделать действительно качественными, рассказать, как писать отзыв правильно.

много отзывов

Количество и качество отзывов

По своему опыту скажу, что есть как минимум два разных подхода при написании отзывов и продвижении отзывами товаров и услуг. Кто-то выбирает качество, а кто-то количество. Кто-то – и то, и другое. Но при третьем варианте требуются весьма значительные затраты.
Мы же говорим о случаях, когда написание отзывов ложится на плечи одного или нескольких копирайтеров (агентов влияния), чаще всего — фрилансеров. Когда ты работаешь над проектом, где маркетинговая стратегия построена таким образом, что мнения добавляются часто и их много – это один вариант. Мне приходилось писать и по 100, и по 150 мнений за один день. Правда небольших. В этом случае обычно пишешь то, что пришло в голову буквально за минуту-две и просто стараешься писать в разных стилях, делать отзывы разных размеров, где-то намеренно допускать ошибки, писать с «Капс Локом», без пробелов после знаков препинания и так далее – все для того, чтобы отзывы максимально отличались друг от друга.
Расчет здесь делается на то, что человек, увидев такое количество отзывов, просто не поверит, что все они искусственные. Тем более, когда они добавляются буквально на его глазах (мы говорим об интернет-проектах). Примерно такой подход (количественный) можно увидеть на страницах некоторых газет и журналов. Уж там знают, как писать отзывы. Наверняка вы не раз видели рекламу медицинских препаратов или чудо-приборов с десятками похожих отзывов преимущественно от пенсионеров. Пенсионер пенсионеру верит, пусть и не знает наверняка, кто этот отзыв написал. Но у наших пенсионеров, к сожалению, не возникает подозрений. Во-первых, они просто генетически привыкли верить всему, что напечатано. Во-вторых, такие вот отзывы частенько сопровождаются фотографиями старушек и дедушек, которых, скорее всего, просто попросили сфотографироваться, держа в руках рекламируемый товар за скромное вознаграждение.
Но что-то я отвлекся. Насчет «количественного метода», я надеюсь, понятно. Но мне в таком вопросе, как написание отзывов, более по душе «качественный», и сейчас я объясню почему.

положительный отзыв

Если предложение качественное, то положительные отзывы найдутся

Точнее даже немного не так. Мне больше всего по душе реальные отзывы, а не копирайтинг. Настоящие отзывы людей. Понимаете, мое личное наблюдение (плюс об этом в один голос говорят все, кого я по этой теме читал), что, каким бы не был талантливым искусственный отзыв, он не заменит хорошего настоящего отзыва. Особенно это видно, когда отзывов, написанных одним человеком, становится много и наблюдательный человек сможет заметить какую-то схожесть в изложении, узнает образец написания отзыва. А это полный провал и подорванное доверие.
С другой стороны, чем невероятнее ложь, тем проще в нее поверить. С этим я тоже сталкивался. Но мне все-таки ближе тот вариант, когда товар или услуга продвигаются, отталкиваясь от реальных преимуществ и положительных сторон. А если таковые есть, то и довольные люди найдутся. То есть, иными словами, если товар или услуга не являются подделкой, кидаловом, обманом и просто некачественной вещью, то положительные отзывы обязательно будут, и вам не придется долго и мучительно думать о том, как писать отзыв.
Тут мы и подходим к самому интересному. Ведь не обязательно брать чей-то отзыв и копировать (если мы его нашли) или просить кого-то, кто пользовался товаром или услугой написать честный отзыв (хотя это самый лучший вариант. Но он стоит совсем других денег, да и отзывы-то заказали именно вам, не забыли?). Можно поступить проще и умнее, ведь написание отзывов – не такая уж сложная наука.

мнение

Изучайте настоящие мнения

Когда ты изучаешь какую-то тему, о которой вскоре придется писать, как копирайтер, ты понимаешь, насколько, пардон, засран интернет разным мусором. Сложно найти нужную информацию (особенно о том, как правильно писать отзывы), сложно ей верить. Ценность ее снижается, а ценность чего-то нового, настоящего – наоборот растет.
В этой связи очень полезны форумы, где общаются настоящие люди, искренне делятся своим опытом. И если их посты не рекламные (их весьма просто отличать, ведь мало кто подходит серьезно к написанию отзыва или мнения, как мы с вами. Чаще всего дико бросается в глаза рекламная направленность), то в них можно почерпнуть массу полезного. Это настоящий пример написания отзыва. Даже не касаясь написания отзывов, если вы пишите продающий текст, в большинстве случаев заказчик дает недостаточное количество информации. Кроме того, мало кто проводит хоть какие-то исследования, опросы, составляет мнение о товаре или услуге. А вот вы, копаясь на форумах, собирая реальные посты о предмете ваших рекламных изысканий (можно и кого-то из знакомых спросить), проводите настоящее исследование.

позитивная информация

Позитивной информации меньше, но она намного ценнее и честнее

Полученную информацию можно и нужно использовать при написании отзывов для товаров и услуг. И это не будет ложью. Вы узнаете, что конкретно особенно нравится людям в данном товаре или услуге, сможете даже подметить их стиль речи, и это уже даст толчок для написания нескольких качественных отзывов, ценность которых будет очень высока. Это уже не просто копирайтинг.
Но помните, что информацию (позитивную) будет найти очень сложно. Большинство людей, недовольных чем-либо (не только товарами и услугами, но и вообще чем бы то ни было) спешат об этом рассказать всем и вся. Негативное мнение высказывается в разы охотнее. Даже когда его не спрашивают. А вот своим позитивом делятся единицы. Именно поэтому лояльно настроенные граждане (немного политики), даже если их большинство, выглядят пассивно на фоне активного и недовольного меньшинства, которых, кажется, очень много, а на самом деле, просто большинство из тех, кто всем доволен, молчат. Такие вот тонкости. Они справедливы и для вопроса о том, как писать отзывы.
Если товар или услуга некачественные, то вы найдете очень много отрицательных отзывов о нем. Будьте уверены. Если, например, туристическая компания не выполнила какие-то свои обязательства, то абсолютное большинство из пострадавших обязательно расскажет об этом своим друзьям, знакомым, напишет об этом в блогах и на форумах. Это естественно. Но мало кто напишет о том, какой он сегодня вкусный ел сникерс и какая это чудесная шоколадка. Все это и так знают. Так устроено человеческое восприятие, что качественный товар или услугу мы воспринимаем, как должное.

хороший отзыв на сайт

Убеждайте заказчика в необходимости написания качественных отзывов

Если заказчик отзывов готов платить за это нормальные деньги, не слишком торопит и отдает предпочтение качеству, а не количеству, можно и нужно объяснять ему данный момент: написание отзывов – это не сочинительство и не ковыряние карандашом в ухе в поисках прилагательных в самых превосходных степенях. Это скорее сбор настоящих мнений о товаре или услуге (если это, конечно, вообще возможно в конкретном случае) и уже на этом фоне составление грамотных отзывов в разных стилях (что называется – орфография автора сохранена). И нужно стремиться, к тому, чтобы в отзывах не было неправды. Это также нужно объяснить заказчику. Иначе можно нанести вред такой рекламной компанией. Покажите ему хороший пример написания отзыва, и он многое поймет.