Аудит (SEO-анализ) виртуального проекта состоит из набора приемов и методов, которые дают возможность как прямо, так и косвенно оценить работу оптимизатора, направленную на изменение позиции площадки в результатах его ранжирования поисковиками. В область «сайтостроения» термин перешел из сферы финансово-хозяйственной деятельности, в которой аудиторское исследование — необходимый инструмент экономической оценки. Проверка ведется по различным направлениям, результат работы аудитора выражается в формировании независимого мнения о состоянии проверяемого объекта.

Профессиональный аудит предполагает, что специалист не только выявляет недостатки веб-ресурса, но и обоснованно предлагает пути их устранения. Аудиторский анализ чрезвычайно важен «свежеиспеченных» проектов и должен осуществляться на начальном этапе их становления, а также после получения первых результатов ранжирования. Основная цель проверки состоит в обнаружении ошибок, их устранении и определении сильных сторон веб-площадки. Исходя из аудиторского заключения, SEO-специалист производит корректировку планов поисковой раскрутки (продвижения).

Полный аудиторский анализ веб-проекта затрагивает различные аспекты поисковой оптимизации, и состоит из:

  1. Технического аудита (соответствия действующим стандартам). Проверяется синтаксис кодов веб-документов, структура (навигация) ресурса, скорость и корректность отображения информации. Также оценивается качество выбранной техплатформы, выполняется сравнение работы веб-портала в различных браузерах и портативных электронных устройствах (планшетах и смартфонах). Работая над техническим аудитом, специалист оценивает созданную структуру контроля доступа к содержанию веб-сайта, рабочей информации, файлам и директориям.
  2. Маркетингового аудита (оценки коммерческой эффективности). Исследуется разработанная система сервиса, статистика показов, время использования веб-площадки пользователями, отдача от рекламной кампании. Ответственной частью маркетингового аудита является анализ конкурентной среды — конкурентная разведка. Оцениваются: период работы сайтов-соперников, региональная принадлежность, качественные параметры и индексы, объем аудитории, отзывы «юзеров», сервис, информационное наполнение и ассортимент (если конкурентная среда предполагает его наличие). На основе маркетингового исследования формируется бизнес-политика дальнейшего продвижения.
  3. Анализа «юзабилити». Данное исследование показывает эффективность веб-проекта, понижая или повышая его конверсию. Рассматривается сервис, графическое оформление, доступность информации для гостей-пользователей и уровень ее восприятия.
  4. Поискового анализа (SEO-аудита). Оценивается соответствие веб-сайта требованиям основных ПС. Производится проверка структурированной информации метаданных, «ключевиков», семантического ядра и карты сайта. В область поискового аудита также входит оценка внутренних и внешних линко-направлений (ссылок). Поисковый анализ способен сформировать полную картину взаимоотношений веб-площадки со «строгими» поисковыми системами.

Комплексный аудит проекта можно сравнить с периодическим медицинским осмотром, важность роли которого (для здоровья и жизни человека) неоспорима.